Вся РоссияКомпании
здесь будут опции для поиска

Кабели для нефтяной промышленности


Для питания электробуров, применяемых в нефтяной промышленности при бурении скважин, выпускают трехжильный кабель нарви КТШЭ (рис. 15-15). Токопроводящие жилы этого кабеля изготовляют из медных проволок, скрученных по типу II сечением 50 мм 2 , с резиновой изоляцией толщиной 2,4 мм. Три изолированные жилы скручивают вокруг профилированного резинового сердечника-амортизатора и заключают в резиновую оболочку толщиной 5 мм.

Для соединения питающего кабеля с двигателем электробура применяют трехжильные кабели КРЭК и КРЗП, работающие при напряжении 2000 в переменного тока в среде глинистого раствора при +70° С и гидравлическом давлении до 10000 н/см 3 . Токопроводящие жилы этих кабелей изготовляют сечением 25 и 35 мм 2 из медной проволоки по типу II с резиновой изоляцией толщиной 2,2 мм. Три изолированные жилы скручивают вокруг профилированного резинового сердечника и заключают в оболочку из резины толщиной 2,4 мм. Кабели такого типа получили марку КРЭК (кабель круглой формы для электробуров). Кабель КРЭП (плоский) состоит из трех изолированных жил, уложенных параллельно в одной плоскости и заключенных в резиновую оболочку толщиной 2,4 мм. Представляет технический и экономический интерес бурение нефтяных скважин с использованием шлаига-кабеля. Резиновый армированный кордом шланг диаметром 75-125 мм обматывают стальной проволокой, для повышения его каркасных свойств накладывают резиновую изоляцию и стренги из медных проволок. Причем три группы стренг образуют три расщепленные основные жилы, разделенные между собой резиновыми жгутами. Поверх токо-проводящих жил накладывают слой изоляционной резины и оболочку из нефтестойкой резины (рис. 15-16). Шланг-кабель испытан при бурении скважин глубиной до 2 000 м. Возможно использование этих кабелей и для более глубоких скважин.

Для питания электродвигателей бесштанговых погружных нефтенасосов выпускают трехжильные бронированные кабели с резиновой изоляцией, предназначенные для работы при напряжении до 1000 в переменного тока на глубине до 1200 м в среде пластовой жидкости (смесь нефти и воды) при +90° С и давлении до 1 000 н/см 2 . Основным питающим кабелем является кабель КРБК, а соединение основного кабеля с электродвигателем нефтенасоса выполняется кабелем КРБП.

Жилы кабеля КРБК изготовляют семипроволочными сечением 10, 16, 25, 35 и 50 мм 2 , скручиваемыми с герметизацией промежутков между проволоками резиной, а жилы кабеля КРБП - семипроволочными герметизированными или однопроволочными сечением 10, 16 и 25 мм 2 . Жилы изолируют резиной с плотным обжатием. Три изолированные жилы кабеля КРБК скручивают и накладывают оболочку из нефтестойкой резины на основе полихлоропренового или нитрильного каучука. Поверх резиновой оболочки накладывают двухслойную обмотку лентами лакоткани и оплетку хлопчатобумажной пряжей плотностью не менее 96%, пропитанную противогнилостным нефтестойким составом. Для защиты кабеля от механических повреждений его покрывают гибкой броней из профилированных оцинкованных стальных лент толщиной 0,5 и шириной 10 мм (рис. 15-17).

В связи с увеличением глубины скважин возникла необходимость повышения нагревостойкости изоляции до 90° С и рабочего напряжения до 2 300-3 000 в. С увеличением глубины погружения кабеля повышается гидростатическое давление, что вызывает необходимость повышения механической прочности его оболочки. Оцинкованная стальная лента при многократных спуске и подъеме кабеля истирается о поверхность обсадных труб; при этом цинковый слой повреждается и стальная лента оказывается незащищенной от воздействия пластовой жидкости. В США для большей коррозионной стойкости брони ее изготовляют как из оцинкованной стальной ленты, так и из нержавеющей стали или монель-металла, которые сохраняют коррозионную стойкость до их полного износа.

На токопроводящие жилы кабеля КРБП накладывают резиновую изоляцию и слой нефтестойкой резины толщиной 1,4 мм и обматывают их одной лентой лакоткани. Три изолированные жилы укладывают параллельно в одной плоскости, обматывают двумя лентами маслостойкой лакоткани, оплетают хлопчатобумажной пряжей плотностью не менее 95%, пропитанной , противогнилостным нефтестойким составом, и обматывают оцинкованной стальнои или медной лентой толщиной 0,5 и шириной 20 мм (рис. 15-18).


к содержанию