Контакты
+8 (800) 500-09-16 Звонки по России бесплатно
Бренды
|
Почему города России до сих пор расходуют до 40% электроэнергии только на освещение?
В современном мире города используют электроэнергию, затрачивая значительный её процент на освещение улиц и дорог. И если вопрос о замене устаревших не экономичных осветительных приборов постепенно закрывается, то вопрос о переходе на интеллектуальные системы освещения по-прежнему актуален и окутан мраком.  В современном мире города используют электроэнергию,
затрачивая значительный её процент на освещение улиц и дорог. Подумать только,
около 40% электроэнергетических ресурсов расходуется только на освещение
автострад, улиц, предметов архитектуры и т.п. Это в свою очередь не малый
процент расходов бюджета администрации. И если вопрос о замене устаревших не
экономичных осветительных приборов постепенно закрывается, то вопрос о переходе
на интеллектуальные системы освещения по-прежнему актуален и окутан мраком.
«Умные» системы освещения – это не простое сочетание
высокотехнологичных устройств для освещения, представляющее собой целую
паутину, внутри которой происходит калейдоскоп обмена данными с локальным
центром для обработки полученной информации. Иными словами под «умной» системой
освещения понимается двухсторонний обмен данными с целью оптимизации
осветительного комплекса.
Интеллектуальные системы освещения улиц городов – это
детище, рожденное в поисках технологических новшеств, тесно связанное с
постоянным ростом цен на электроэнергию не говоря об ухудшении экологической
обстановки в целом. С помощью таких систем можно удаленно управлять яркостью
источников света, нацеливаясь, например, на погодные условия, обстановку
движения в определенный момент времени и т.д. Важно отметить, что источником
света в данном случае является только светодиодное оборудование, так как только
светодиодные светильники имеют возможность диммирования. Так, учитывая погодные
условия посредством специальных датчиков, в туман яркость освещения
автоматически повышается, а в темное время при достаточном лунном освещении
интенсивность снижается. Локальный центр также непрерывно отслеживает любого
рода неисправности, что позволяет осуществлять точечный ремонт без специальных
бригад, осуществляющих комплексную ревизию. Все это в совокупности позволяет
ещё больше сократить расходы на электроэнергию и обслуживание комплекса
освещения.
Вопросам наружного освещения в России в последние годы
уделяется большое внимание. Однако значительная часть внедряемых систем
наружного освещения не автоматизируется вообще, либо применяются простейшие
устройства автоматизации, не обеспечивающие дистанционный контроль и
управление.
Среди применяемых технологий контроля и управления
освещением можно выделить групповое и индивидуальное.
Групповое управление представляет собой возможность
управления целой линией осветительных приборов. Чаще всего эти приборы
устанавливаются внутри шкафа управления наружным освещением, сокращённо ШУНО.
Под индивидуальным управлением подразумевается
возможность управления и контроля каждым осветительным прибором, находящимся в
области покрытия автоматизированной системы. Индивидуальное управление даёт
возможность регулировать яркость осветительных приборов не линейными способами,
контролировать каждое устройство в цепи и включать/выключать каждое устройство
отдельно, не отключая при этом целую линию.
Существует ряд решений, как групповых так и
индивидуальных, для автоматизированного управления освещением со своими
недостатками и преимуществами. Среди российских технологий автоматизации
наружного освещения преобладают технологии группового управления на базе
каналов сотовой связи, а среди импортных – технологии индивидуального контроля
и управления на базе различных технологий связи: PLC, RFM, ZigBee, WiFi, WiMax
и т.п.
Преимущество автоматизированных систем с
индивидуальным управлением заключается в том, что, во-первых, системы являются
абсолютно прозрачными с точки зрения контроля, вы знаете, когда и что произошло
в сетях освещения, к примеру: перегорел фонарь, нет питания на линии и т.п. Это
даёт возможность оперативно решать вопросы эксплуатации сетей освещения,
необходимость в большом штате эксплуатирующего персонала будет склоняться к
небольшому количеству. Во-вторых, появляется возможность экономить на
потреблении электроэнергии, за счёт
того что можно написать календарь режима работы
каждого фонаря. В-третьих, использование индивидуальных систем управления
придаёт более высокую эстетичность осветительным сетям.
Главными минусами подобных систем являются дороговизна
и сложность запуска, что на сегодняшний день является барьером для массового
использования. Многие эксперты говорят о некоем «консерватизме» в принятии
решений о переоборудовании, главной отговоркой консерваторов является более
высокая стоимость инновационной светотехники, а ее большой рабочий ресурс
оставляется без внимания.
Преимущество технологии группового управления – низкая
стоимость оборудования. Минусы: низкие возможности контроля и управления,
невозможность управления отдельными единицами и как следствие высокое
энергопотребление, «грубые» и сложные схемы при необходимости управления
небольшими группами или единичными осветительными приборами.
Светодиодные светильники в паре с автоматизированным
управлением дают поразительные результаты по своей эффективности, но почему-то
по-прежнему не все дороги и улицы переоборудованы подобными системами. Одним из
экспертных мнений, является то, что зачастую отказ от полной модернизации
(одновременный переход на светодиодное оборудование и современные
автоматизированные системы) может стать элементарной нехваткой финансирования.
Такие случаи нередки, если в проект, к примеру, дороги были заложены неверные
параметры или неактуальные цены. Итог: освещение чаще всего финансируется по
остаточному принципу. Такой подход в корне неверен, ведь дороги относятся к
наиболее сложным сферам освещения и требуют детальной проработки осветительных
конструкций, оптики и других нюансов. Кроме того, безопасность всех участников
дорожного движения во многом зависит именно от качества освещения и
своевременном его обслуживании. Ранее мы писали о важности качественной
светодиодной продукции (Мир дорог, выпуск №94, http://www.mirpress.ru/images/archiv/MD/Journal/MD_94.pdf) Одним и наиболее актуальным сейчас из способов решения
вопроса недостаточного финансирования является энергосервисный контракт.
Энергосервисный договор (контракт) – это договор,
предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных
на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования
энергетических ресурсов Заказчика. Иными словами все затраты на реализацию
проекта возмещаются за счет полученной экономии энергоресурсов. Подробные
условия энергосервисных контрактов прописаны в Федеральном законе № 261-ФЗ от
23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической
эффективности…».
Одним из последних объектов, выполненных в рамках
энергосервисного контракта был город Магнитогорск, где сегодня устанавливаются
светодиодные светильники одного из крупнейших отечественных производителей
– Торгового дома «ФЕРЕКС». На сегодняшний день в городе модернизировано более
20% осветительных приборов серий: FSL в количестве 1 542 шт., ДКУ в
количестве 3235 шт. Заменены были светильники на 89 участках города. Так, при
аналогичном уровне освещенности удалось снизить энергопотребление в 6 раз за
счёт использования светодиодных светильников с меньшей мощностью. По расчетам
экономия должна составить порядка 80 млн. рублей в течение девяти лет. Всего
планируется поставить около двадцати двух тысяч светодиодных светильников
только на этот объект. Таким образом, город получит качественное освещение улиц
и в дальнейшем значительную экономию для бюджета. Этот крупный проект вошел в
программу модернизации городской среды «Умный город».
Учитывая современные тенденции, вероятнее всего будет
расти интерес к управлению на базе беспроводной технологии LoRaWan, как одной
из наиболее удобных и выгодных среди всех современных технологий
индивидуального управления, а также к светодиодным светильникам, комплектуемым
специальными разъемами для установки необходимых датчиков на месте подключения.
Сегодня массовое производство подобных систем, в
частности светильников, удовлетворяющих требования заказчиков, реализующих
проекты по интеллектуальным системам освещения, занимаются единицы. Например,
зарубежный «Philips» и отечественный «Ферекс». Светильники ФЕРЕКС комплектуются
для подобных систем универсальными разъемами NEMA, которые позволяют
устанавливать любой датчик под конкретные цели и задачи на месте установки, а
не на производственной площадке, что значительно упрощает, ускорят и удешевляет
весь процесс для обеих сторон.
Говоря о тенденциях
ближайших лет в общем, стоит отметить, что ключевое влияние на рост рынка
светотехнического оборудования окажут увеличение протяженности линий освещения,
повышение общей протяженности автодорог, перспективная тенденция по замене
устаревших осветительных приборов светодиодными, а также увеличение
государственной поддержки самой отрасли, что должно благоприятно сказать на
уровне жизни в целом.
Опубликовано: 08 октября 2018.
|
|
Информацию разместил ООО «Торговый дом «Ферекс» - Казань.
В случае несоответствия информации или нарушения законодательства просьба сообщить об этом в администрацию proelectro.ru, elrekl@yandex.ru, ICQ: 205256260.
|