Огнетушащий аэрозоль — гарант пожаробезопасности поездов РЖД
Железнодорожный транспорт является ведущим звеном в отечественной транспортной системе и занимает первое место среди всех видов грузопассажирских перевозок. По статистике только в 2019-м году пассажирооборот РЖД вырос на 3,2% в сравнении с 2018 и составил 133,5 млрд пасс/км. Железнодорожный транспорт является ведущим звеном в отечественной транспортной системе и занимает первое место среди всех видов грузопассажирских перевозок. По статистике только в 2019-м году пассажирооборот РЖД вырос на 3,2% в сравнении с 2018 и составил 133,5 млрд пасс/км.
Однако до сих пор этот вид транспорта нельзя назвать гарантированно безопасным. Возгорания в поездах остаются достаточно частым явлением несмотря на постоянное совершенствование систем пожаробезопасности в подвижных составах. При этом пожары не только наносят материальный вред, но и подвергают опасности жизнь и здоровье людей.Основные причины, приводящие к возникновению очагов возгорания:
- перегрузки в высоковольтных электроцепях, неисправности автоматических выключателей или магнитных пускателей;
- несоблюдение правил прокладки внутренней электропроводки;
- неисправности тяговых двигателей и трансформаторов;
- неудовлетворительное состояние высоко- и низковольтных проводов и их изоляции;
- разрушение подшипников и валов, другие технические неисправности.
Разработка эффективных систем тушения пожара в железнодорожном транспорте сегодня одна из важных задач. Особое внимание уделяется обеспечению быстрой локализации очагов возгорания и прекращению распространения огня по территории. Кроме того, система должна быть компактной, безопасной, автономной и работать даже в сложных условиях эксплуатации и быть автономной.аэрозольного пожаротушения максимально отвечают вышеперечисленным требованиям, поэтому все больше подвижных составов РЖД оснащается генераторами огнетушащего аэрозоля (ГОА). Они имеют самую высокую огнетушащую способность из всех противопожарных средств (q = 005кг/м3). Кроме того, после завершения работы системы в воздухе сохраняется достаточная концентрация аэрозоля, чтобы исключить повторное воспламенение на объекте.ГОА имеет и другие преимущества. Системы аэрозольного пожаротушения:
- Можно применять круглогодично. Работа аэрозольных установок не зависит от перепадов температур, при использовании ГОА зимой исключены случаи обморожения людей или обледенения поверхностей.
- Подходят для тушения электрооборудования под напряжением до 40 кВ. Применение аэрозоля не вызывает замыкания в электроустановках, что выгодно отличает этот метод от других средств пожаротушения.
- Не портят материалы и обстановку вагонов. В составе аэрозоля отсутствуют коррозионные агрессивные среды, а последствия его использования хорошо удаляются с поверхностей с помощью моющих средств. Это значительно сокращает расходы на восстановление подвижного состава.
Немаловажное преимущество огнетушащего аэрозоля — экологическая безвредность и низкая токсичность. Он практически безопасен для людей. Например, по испытаниям Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ), человек может без последствий находиться в помещении, где происходит термическое разложение АГС-11/5, до 5 минут. Как правило, этого времени достаточно, чтобы все пассажиры покинули вагон.Поэтому еще в 2009 году генераторы огнетушащего аэрозоля производства АО «НПГ Гранит-Саламандра» были рекомендованы для оснащения грузопассажирских составов РЖД. Сегодня их можно найти в тамбурах и под сидениями большинства вагонов.автоматического пожаротушения сработала через 12 секунд.
Пламя было полностью потушено к началу второй минуты.Повторные возгорания, организованные на 4-й, 7-й и 10-й минуте, также были ликвидированы.Качество работы АГС-12 оценивалось экспертами ВНИИЖТ и представителями пожарных служб РЖД. По результатам испытаний специалисты вынесли заключение о целесообразности использования системы пожаротушения на базе генераторов АГС-12 в качестве противопожарной защиты подвагонных ящиков электропоездов. К сегодняшнему дню этими ГОА оснащена значительная часть подвижных составов РЖД.
Опубликовано: 21 февраля 2020.